Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.
Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом к ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.
Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок, который нуждается в специальной образовательной программе.
Для успешного хода усвоения знаний, умений, навыков необходим ряд условий:
- Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка.
- Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании массовых образовательных программ.
- Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении "обходных путей", использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" процессе.
- В особой организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды
Если дети с особыми образовательными потребностями пойдут в массовую школу, это еще не означает, что они успешно освоят ее программу. Обучение таких детей должно иметь свою специфику в зависимости от возрастных особенностей детей и уровня их развития. В основе практики коррекционного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка должно осуществляться как в случае его обучения в обычном классе (группе), так и в случае обучения в специальном классе массовой школы.
Такое сопровождение осуществляют специалисты центра «Доверия». Владея современными методами коррекционной педагогики, они решают вопросы специального образования через систему индивидуальных и групповых занятий.