Непослушный ребенок
«Непослушный ребенок» - одна из частых причин посещения психолога/психотерапевта. На консультацию приходит или часть семьи (мама или папа с ребенком) или вся семья, включая близких родственников. Ребенок, по поводу которого обращаются за помощью родители или один из родителей, по их мнению, и является основной психологической проблемой семьи.
Характерные жалобы родителей:
- «неадекватное поведение» ребенка, «закатывает истерики/капризы» («если что-то не по его желанию»), не слушается (отказывается подчиняться, выполнять просьбы и поручения), демонстрирует протестное поведение и «негатив»;
- поведение меняется в зависимости от окружения (окружающего состава взрослых и детей): например, более «адекватный» с мамой или папой, или бабушкой/дедушкой, «не адекватный», когда они вместе;
- отмечаются изменения поведения/реакций в «худшую сторону» (был покладистый и спокойный, стал нервным и агрессивным; или был активным и деятельным, стал замкнутым и скрытным и т.п.).
«Проблемный ребенок с проблемным поведением» становится головной болью родителей! Огорченные и расстроенные родители говорят: «чего мы только не пробовали… кажется, мы испробовали всё… убеждения и уговоры… наказания и поощрения… игнорирование и блокирование… ничего не помогает…». В поисках решения проблемы к психологу/психотерапевту приходят, как правило, за рекомендациями по типу «золотой таблетки» или «действенного совета». Или, «чтобы психолог поработал с ребенком». Расчет один – в результате выполнения рекомендации ребенок должен поменяться (изменить свое поведение, стать «адекватным» в понимании родителей).
Согласитесь, задачка сложная!
Давайте приступим к ее решению…
Для начала, надо уточнить некоторые нюансы, и для этого попросим семью ответить на ряд вопросов.
- Были ли какие-то очевидные причины для изменения поведения ребенка?
- Чем отличались отношения в семье до проблемного поведения и после его появления?
- Проблемное поведение ребенка имело аналоги в прошлом или носит хронический характер, или это что-то новое для семьи?
- Почему обратились именно сейчас?
- Связано ли проблемное поведение ребенка с какими – то нарушениями взаимодействия внутри семьи?
- Отмечались ли в семье другие проблемы межличностного взаимодействия (доверие/недоверие, уравновешенность/раздражение, уважение/пренебрежение, доброжелательность/негатив и проч.)?
- Есть ли какие – то эмоциональные нюансы или психологические проблемы во взаимодействии между родителями? У каждого из родителей?
- Каковы воспитательские установки у родителей? Совпадают они, или, если нет, в чем различаются?
- Как в семье обстоят дела со стрессоустойчивостью? Как члены семьи преодолевают стрессовые ситуации?
- Как члены семьи определяют для себя причастность к семье? Существуют ли семейные правила, традиции? Особенности взаимодействия семьи с социумом («большая семья», детские учреждения, работа и пр.).
Это только часть вопросов, ответы на которые приблизят нас к главному вопросу: Готова ли семья к изменениям?
Да, это неожиданные поворот! Не все готовы к такому усложнению! Не каждый родитель догадывается, что проблемное поведение ребенка (или таковое восприятие его), может быть связано с семьей! Родителям хотелось бы думать, что причина проблемного поведения проблемного ребенка – исключительно в нем. И достаточно «золотой таблетки» или «действенного совета», или «чтобы психолог поработал с ребенком»…
Но… Лишь изменение семейных отношений способно привести к устранению проблемного поведения ребенка.
Продолжение темы «Непослушный ребенок» - в следующим материалах.