В дошкольном возрасте с 3х до 5 лет развивающие занятия организуются в игровой форме, то есть ребенок «развивается играючи»! Родители, с целью развития волевых качеств ребенка, могут называть занятия собственно «занятием», «уроком», но для ребенка это будет игрой. Игра, соответственно, должна строиться на принципах – интересно, добровольно, вместе, систематически, с поощрением, не утомительно и даже весело. Затем постепенно, осторожно и последовательно вводим принципы – надо, обязательно, до конца, аккуратно, старайся, внимательно, качественно, полезно – и, ведем к тому, чтобы деятельность ребенка становилась продуктивной. Если все это мы будем делать правильно, то с пяти лет и до школы ребенок будет спокойно воспринимать занятия именно как занятия, и у него будет не отвращение, а целая выставка рисунков, поделок, фото- и видеоотчетов о навыках и достижениях, сертификатов и призов! А у родителей будут грамоты за правильное воспитание ребенка!
Если ребенок не хочет ходить, что делать?
Вариант 1 – вообще ничего и никуда не хочет. Это может быть проявлением дурного характера (капризы и попытки манипулирования взрослыми), проявлением психического расстройства (например, гиперактивность, дефицит внимания, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство), проявлением протестного поведения вследствие конфликта в семье. Тут нужна консультация специалиста.
Вариант 2 – не хочет ходить туда, куда хотите вы. Выбор должен строиться с учетом установок и предпочтений ребенка и родителей, по согласию сторон, с использованием добровольно-принудительного подхода! Например, родители видят в 4х-летнем сыне звезду НХЛ, а сам мальчик обожает пазлы-конструкторы и вообще любит собирать-моделировать-строить и что-то делать руками. Куда его водить? Родители все равно поступят по-своему и здесь совет один – инициативу (в данном случае «склонности, пристрастия, интерес») надо поощрять, холить и лелеять – потому что она, в таком-то возрасте! – идет от «природы человека, от Бога». Если инициативы нет (или, возможно, вы что-то не заметили) – тогда ее нужно взращивать, искать, пробовать, поощряя любые удачные начинания вашего ребенка. Бороться – грамотно и жестко – нужно только с одной «инициативой»: леностью.
Варианты помельче – не хочет идти «сегодня», «с бабушкой», «пешком», «к Марии Ивановне», «там Сашка» и т.п. – все варианты анализируются родителем с учетом индивидуальных особенностей ребенка и установок самого родителя. Если вы считаете, что ребенку в целом комфортно и вы видите позитивные сдвиги, а организация внушает вам доверие – улаживайте «проблемы» и мотивируйте ребенка на продолжение занятий (не забывая при этом заниматься с ним сами!).
Что должны уметь дети к школе и что желательно уметь?
Показатели психологической готовности к школе:
– обладать коммуникативными и социальными навыками – уметь общаться, понимать и применять в повседневной жизни нормы, принятые в обществе;
– не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;
– уметь отстаивать свою позицию и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней робости;
– уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;
– иметь положительную мотивацию, желание учиться;
– уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия;
– иметь позитивное отношение к самому себе.