Отправьте сообщение, и мы вам перезвоним!
О предубеждениях как основе воспитания
09.03.2017

Дети, которых не любили, вырастая,

становятся взрослыми, которые не умеют любить…

В жизни, в своих поступках и мыслях, мы практически постоянно руководствуемся своими предубеждениями. Это нормально, тем более что наши предубеждения помогают нам адаптироваться в жизненных обстоятельствах и эффективно функционировать (по-русски – жить). Свои предубеждения мы используем и воспитывая своих детей. Проблемы возникают тогда, когда мы руководствуемся или «неправильными» предубеждениями, или «правильными», но не так или не там.

Например. Все мы понимаем, что мальчик должен стать мужчиной. И вот мамы начинают воспитывать мужественность – они вдруг, по достижению какого-нибудь возраста сыном, «отключают» в себе ласковость и «включают» жесткость, строгость и даже суровость: «на первом месте слово НАДО». Со словами «ты уже взрослый» и «ты будущий мужчина» начинают «кроить» поведение ребенка по взрослым лекалам.

Многие родители склонны видеть в детях маленьких взрослых. Согласно этому предубеждению, дети должны быть более ответственными и самостоятельными, чем они, возможно, есть. Особенно этому мнению располагают занятость и прагматизм родителей. Теплые, эмоциональные отношения, так нужные ребенку – слишком обременительны, требуют душевных сил, которых либо в принципе не было, либо тратятся они на другие процессы, например, на построение собственной жизни и выяснения отношений с партнером. Отношения с ребенком становятся формализованными и функциональными: поднять-накормить-напоить-одеть-обуть-проконтролировать-уложить… Понятное дело, в таком режиме взаимоотношений от ребенка требуется что? Слушаться! Слушается – хороший ребенок, не слушается – проблема.

Например, решили родители, что ребенок достаточно подрос и пора ему спать в своей комнате, в своей кровати. Уложили, выключили свет, закрыли дверь – спи. А он бежит к родителям. Непослушный ребенок! Начинают использовать «воспитательные» приемы – иногда достаточно жесткие. Слышали такое выражение – «ребенок закатывает истерики»? Так вот, на 90% истерики ребенка – это родительский продукт.

Дети упорно не хотят вести себя как… идеальные взрослые. Отвлекают от дел (не могут себя занять), не дают покоя (слишком активны)… Да, кстати, беда последнего времени – дети не читают книги и слишком увлечены своими дивайсами-гаджетами (в отличие от нас!).  

Уважаемые родители! Помните, чему нас учили хорошие учителя: не знаешь – спроси. Проблема в том, что мы думаем, что мы все знаем и все понимаем. И что «нас учить не надо, мы сами ученые». Но воспитываем мы своих детей интуитивно, по наитию, с использованием предубеждений, сформированных в нас в ходе нашего взросления и – поверьте – далеко не всегда подходящих к нашим детям. И время было другое, и родители наши были другими, и мы были другими…

И в заключение еще одна умная мысль: хорошие родители те, кто тратят на ребенка денег в два раза меньше, а времени – в два раза больше. В два раза – это потому что кроме обучения и воспитания ребенка требуется  обучение (повышение квалификации) и воспитание (перевоспитание) себя как родителя!

 

Все статьи
Закрыть