Вопросы и ответы
Кодирование при алкогольной зависимости в целях предупреждения срывов и запоев – очень популярный в нашей стране метод лечения. Причем существует несколько техник и способов кодирования, и многие пациенты в процессе преодоления зависимого поведения «находят» наиболее эффективный именно для себя способ. Тем, кто считает кодирование не подходящим или недостаточно эффективным, или не безопасным методом, мы можем предложить метод лечения алкогольной зависимости БЕЗ КОДИРОВАНИЯ.
Данный метод подразумевает комплексное терапевтическое воздействие на причины и механизмы зависимости, существенное снижение или устранение тяги к употреблению спиртного, закрепление позитивной установки на трезвость и предотвращение срывов. Кроме того, метод преодоления зависимого поведения без кодирования предполагает более осмысленный подход со стороны пациента, а значит и более устойчивый и длительный отказ от употребления алкоголя.
У этого метода есть свои показания и противопоказания, поэтому решение об использовании его в вашем случае, принимается после консультации со специалистом. Главное - сделать первый шаг и обратиться за помощью! Ведь и я, и вы знаете, что некоторые зависимые люди говорят о неэффективности лечения только лишь для того, чтобы потянуть время и избежать лечения в принципе! Не поддавайтесь на эти уловки!
Алкоголизм как заболевание имеет три стадии в своем развитии и у каждой стадии есть свои особенности. Тем не менее, всем стадиям присущи такие признаки как снижение количественного контроля («чувства меры»), рост дозы, состояние похмелья и желание опохмелиться, желание выпить, несмотря на явные пагубные последствия, неудачи в попытках снизить употребление алкоголя.
Препятствием для обращения за помощью является отсутствие или недостаточность критического восприятия человеком своей проблемы. Далеко не каждый зависимый признается в своей зависимости! Причиной тому психологическая защита, которую чаще всего неосознанно выстраивает психика алкоголика. Отрицание проблем из-за алкоголизации, отрицание зависимого поведения, отрицание необходимости лечения и преодоления зависимого поведения.
Роль близких и родственников в том, чтобы убедить человека обратиться за помощью к специалистам. Как правило, родственники используют способы условно подразделяемые на «по-хорошему» и «по-плохому».
«По-хорошему» - это информирование о том, как развивается и протекает алкогольная зависимость – из открытых Интернет источников, из примеров жизни. Общение на эту тему с предложением решить вопросы с помощью специалистов – ведь самодиагностика и самолечение далеко не самый эффективный вариант. Ведь речь может идти не о лечении, а всего лишь о профилактике развития зависимости. «По-плохому» - это когда проблема алкоголизации становится слишком очевидной не только для семьи, но и за ее пределами. Когда наступает кризис в отношениях и приходится «ставить условия». По-своему все методы хороши, главное результат.
Мы с женой в браке 14 лет. В последнее время между нами участились ссоры. Многое стало раздражать. Хотя внешне вроде бы все хорошо, двое детей, своя квартира, поводов для конфликтов как бы и нет. Мне начинает казаться, что кроме этого «внешнего» нас больше ничего и не сближает, у каждого свои интересы… Нет теплоты в отношениях, всё только «давай, давай» и «надо, надо»… Неужели только развод помогает в таких случаях? Александр П.
Трудно назвать развод «помощником» в таких делах. Незавершенные в браке отношения, недопонимание и обиды, как правило, долго тянутся шлейфом за бывшими супругами, омрачая жизнь и им, и их детям. Даже разводиться надо с полным пониманием того, чего вы хотите добиться… чего вы вообще хотите!
Если ваши отношения зашли в тупик, и вам не комфортно в этих отношениях, то, первое, что вы должны предположить – возможно, это всего лишь банальный «кризис супружеских отношений». Отношения в паре со временем закономерно меняются. Должны меняться и эволюционировать. Потому что меняются люди – и мужчина, и женщина. Возрастные изменения, психологические, социальные, мировоззренческие. Неготовность к этим изменениям – изменениям себя и своего партнера – становится причиной противоречий.
Загруженность домашними делами, работой, воспитанием иногда приводит к тому, что личные отношения отходят на задний план и годами не пересматриваются, и, в конце концов, начинают обременять.
Психологи подсчитали, что в течение совместной жизни может отмечаться до семи кризисных периодов. Исходя из нашей «эволюционной теории отношений» практически любые трудности в отношениях должны только приветствоваться, так как они свидетельствуют о том, что «эволюционный процесс идет». Кризис – это всего лишь некая точка преткновения, пусть даже пик недопонимания, пройдя который, любящие друг друга люди обязательно ощутят новый уровень отношений, «новый миропорядок». Таких вот «пиков» и «равнин» в отношениях на протяжении совместной жизни может быть довольно много. Главное – воспринимать их не как конец отношениям, а как начало новых отношений.
Психологи и психотерапевты помогают людям разобраться с кризисом и преодолеть его. А любовь мотивирует и помогает найти личностные ресурсы для эволюции.
У моей сестры с детства небольшой дефект речи, она «шепелявит». Ей 34 года, она неплохо устроилась в жизни, она мама, замужем, работает менеджером. Однако этот небольшая речевая «проблемка» временами портит ей же настроение. Устраняются ли во взрослой жизни такие вот дефекты речи, занимается ли логопед со взрослыми? Карина Х.
Разумеется, речь является важным элементом облика человека. И если в речи присутствует дефект – нарушение голоса, картавость, заикание, запинки, трудность произношения звуков, проблемы темпа речи - это зачастую влияет на формирование самооценки человека. В некоторых случаях дефекты речи нередко способствуют формированию эмоциональных, психологических проблем, фрустраций и даже невротических расстройств.
У взрослых не редко встречается «шепелявость». Этим термином обозначают неспособность чётко выговаривать шипящие звуки. Это нарушение речи может возникнуть из-за неправильного прикуса, особенного строения речевого аппарата, а также после сильного стресса, психологической травмы. Чаще этот дефект провоцирует человека на самоконтроль во время речи. И постоянное напряжение в итоге провоцирует появление неврозов.
Если в детстве человек не исправил нарушение речи, то скорректировать речь возможно во взрослом возрасте. Воспользовавшись услугами специалиста логопеда и приложив некоторые собственные усилия, можно (и нужно!) улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки. Лучше исправить ситуацию, чем так никогда и не предпринять попытку по устранению существующих дефектов речи!
Кроме того, восстановление или коррекция речи требуется и после болезни (инсульт, фарингит, ларингит). Это серьёзные проблемы, которые значительно портят жизнь, требуют обязательного лечения и логопедической коррекции.
Мы с мужем в браке 4 года. В последнее время между нами участились ссоры. Иногда ругаемся «не на жизнь, а на смерть». Многое стало в нем раздражать. Да и я его, чувствуется, раздражаю. Хотя в быту все хорошо, поводов для бытовых ссор как бы нет. Муж, иногда, в порыве эмоций, говорит, что «любовь ушла». А мне, наоборот, кажется, что мы очень привязаны друг к другу. Алиса С.
Отношения в паре со временем меняются. Должны меняться и эволюционировать. Потому что меняются люди – и мужчина, и женщина. Возрастные изменения, психологические, социальные, мировоззренческие. Неготовность к этим изменениям – изменениям себя и своего партнера –становится причиной противоречий и ссор.
Например, молодая пара, только начинающая совместную жизнь, приходит в эту жизнь со своим представлением о том, «как это должно быть» - причем представления его и её могут совершенно не совпадать. Уже на этом этапе происходят первые изменения – в поиске компромиссов, взаимоприемлемых решений определяется новый характер отношений, формируются свои стереотипы. Кстати, с самого начала родительским семьям рекомендуется держаться подальше от молодых, хотя бы для того, чтобы «не навредить». Это время первых испытаний – смогут ли молодые адаптироваться к новым реалиям, будет зависеть от того, готовы ли они измениться, переформатировать себя.
В дальнейшем, при переходе от одного этапа совместной жизни к другому будут происходить все новые и новые изменения, будут закономерно меняться отношения внутри пары. Знакомые нам фразы, типа «ты изменился», «раньше ты была другой» или «я тебя не узнаю» - обычно имеют негативный и даже драматический оттенок. Все оттого, что нам нелегко бывает воспринимать изменения другого человека. Но, не означает ли это, что мы стоим на месте и не готовы к очередным изменениям?
Психологи подсчитали, что в течение совместной жизни может отмечаться до семи кризисных периодов, причем первые пять кризисов якобы происходят практически через каждые два года. Исходя из нашей «эволюционной теории отношений» практически любые трудности в отношениях должны только приветствоваться, так как они свидетельствуют о том, что «эволюционный процесс идет». Кризис – это всего лишь некая точка преткновения, пусть даже пик недопонимания, пройдя который, любящие друг друга люди обязательно ощутят новый уровень отношений, «новый миропорядок». Таких вот «пиков» и «равнин» в отношениях на протяжении совместной жизни может быть довольно много. Главное – воспринимать их не как конец отношениям, а как начало новых отношений.
Психологи и психотерапевты обычно помогают людям подкорректировать их мировоззрение, разобраться с кризисами, например. А любовь мотивирует и помогает найти личностные ресурсы для эволюции.
Недавно были с сыном (ему семь лет) на профилактическом приеме у психиатра. Я спросила у специалиста, по какой причине мой сын стал слишком строптивым и капризным. Специалист объяснил мне, что такое поведение, скорее всего, связано с возрастным кризисом у ребенка и посоветовал в общих чертах как себя нужно вести. Получается, что пока человек живет, у него уже с ранних лет бывают кризисы? Это из серии «подростковый кризис», «кризис среднего возраста»? Екатерина М.
Противоречия между родителями и детьми начинаются практически с пеленок. Точнее, с так называемого «кризиса новорожденного». Затем следует кризис трехлетних – это, когда буквально только встав на ноги, ребенок начитает «качать права» - своевольничает, упрямствует и даже дразнится! Затем следует кризис семилетних. Здесь важно заметить, что по времени кризисы определенного возраста не всегда совпадают с этим самым возрастом. Нередко бывает так, что, например, к трем годам у ребенка уже завершились все кризисные явления. Или, напротив, кризисные явления, свойственные кризису семи лет начинают отмечаться в восьмилетнем возрасте.
Существенные противоречия, иногда выходящие за рамки семьи, появляются тогда, когда ребенок становится подростком. Временной диапазон «трудного возраста» может быть разным – специфические трудности могут возникнуть и в 10-11 лет, и в 12-13, и 15-16. То есть когда угодно и со своими особенностями в каждом случае.
Нередко объединяющим критерием «кризисного возраста» является не принятие и не понимание ребенка со стороны близких ему людей. Противоречия возникают как будто бы неожиданно для всех. Возможно, именно от неожиданности и неспособности своевременно оценить ситуацию, родители и дети становятся «вдруг» враждебными по отношению друг к другу – в первую очередь по инициативе старшего поколения. «Раньше он (ребенок) был совсем другой», - так обычно говорят старшие.
Сам ребенок подчас «вынуждает» принимать «экстренные» меры для того, чтобы привлечь внимание к своей формирующийся персоне. Кризисный возраст - это время испытаний семьи, родителей, личностей. Главное, чтобы пройти это испытание с минимальными потерями и использовать его для своего личностного развития.
Конечно, собственно проявления психики в младенчестве не велики, но и у них есть закономерности. Первый год жизни - самый ответственный. В этот период закладывается фундамент здоровья будущего человека, его физического и умственного развития. Формирование нервной системы у детей зависит от ранней коррекции патологических состояний, возникающих у детей первого года жизни. Причинами их могут быть: гипоксия плода (кислородное голодание) во время беременности, наличие фоновых заболеваний у мамы ребёнка, воздействие неблагоприятных факторов внешней среды на развитие плода, перенесенные заболевания во время беременности. Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются мамы детей первого года жизни – частые срыгивания, беспокойство или, наоборот, вялость ребенка, короткий сон, отставание в развитии. Если ребенок в положенный срок не держит голову, не сидит, не ползает, не гулит, не реагирует на игрушки – то это повод для беспокойства. Как правило, вопросами с вопросами по поводу раннего развития ребенка обращаются к неврологу или педиатру. В компетенции психиатров лишь грубые отклонения в развитии. Помощь психиатра – особенно в рамках «профосмотра» - распознать эти грубые расстройства, дать им квалификацию, дать рекомендации медицинского, психологического или социального характера. Поэтому, не бойтесь психиатров – ставить диагнозы не самая главная их задача. Смело задавайте им вопросы по поводу психического развития ребенка!
Моему сыну шесть лет, ходит в садик, воспитатель говорит, что ребенок занимается наравне со всеми. Однако другой специалист из нашего же детского сада сказала мне, что мальчику будет трудно учиться, так как он еще не совсем психологически готов к школе. Как определить, готов ребенок к школе или нет? Марина Г.
Точки зрения по поводу готовности или неготовности ребенка к школе могут различаться. Это зависит и от уровня компетентности специалиста, и от его личностных качеств. Согласитесь, есть и очень категоричные специалисты, которые даже небольшие пробелы в знаниях ребенка воспринимают как «неготовность». Есть специалисты, которые даже об очевидных проблемах в развитии речи говорят так - «пойдет в школу – научат». Ваша задача, как мамы, слушать всех и делать свои выводы. Между тем, психологическая готовность к школе - вещь вполне реальная и определенная. Она охватывает все стороны психики ребенка. В частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала. В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе выделяют следующие: уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти), уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки), уровень развития связной речи, эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следовать инструкциям взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.). Уровень готовности к школе определяется, как правило, в ходе комплексного обследования ребенка специалистами – психолог+логопед+педагог.
Поэтому, чтобы снять все вопросы по поводу развития вашего ребенка, а заодно и тревогу по этому поводу – надо провести это обследование.
Кроме того, нужно понимать, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению развивается в процессе самого обучения. Удачи Вам!
Мой муж увлекается просмотром порносайтов. У нас трое детей. В интимной жизни у нас все хорошо. Но у меня очень тяжело на душе, кажется, что самый любимый человек предает меня. Около 2х лет назад я узнала, что у него есть другая женщина. Тогда я словно умерла... Но я простила. Потом потребовалось почти 2 года, чтобы начать жить снова. Вроде все стало налаживаться, я снова пытаюсь доверять ему. И тут я узнаю, что он занимается просмотром порно. Это ужасно... Помогите пожалуйста, разве это нормально? ОЛЬГА Ч.
Посещение порносайтов, как и просмотр любой эро- и порно-продукции, если это происходит эпизодически и не регулярно и не на протяжении длительного (более полугода) времени - не является ни распущенностью, ни патологией, ни тем более предательством. Сексуальная тема, как и сексуальная жизнь, для мужчин важна, хотя и для разных мужчин степень важности разная. Советы мои могут быть только общие, для всех. А всем я советую - быть искренними в своих чувствах, говорить о своих чувствах, познавать и изучать своих близких, познавать себя и меняться самим, и никогда не думать так: "если я об этом так думаю, значит так оно и есть на самом деле". В этой связи - обратите внимание на свои с ним сексуальные и в целом эмоциональные отношения - что ему и вам больше нравится, как ему и вам больше нравится, чем вы не похожи, что вы игнорируете из того, что нравится ему и наоборот, что вы и он избегаете и имеет ли это смысл. Познавайте, изучайте себя и его и не ищите злого умысла. Доверяйте ему, но и не забывайте «мониторить» ситуацию и «сканировать» пространство. Вы с мужем взаимозависимы: причинно-следственные связи между его поведением и вашим можно найти. Будете меняться вы - будет меняться он.
Мы с мужем развелись, но у нас осталась 5-летняя дочь. Она много времени проводит как со мной так и с отцом, но он ей все разрешает, выполняет почти все ее прихоти. В итоге, конечно, для ребенка папа - хороший, она его очень любит.
Мне же достается роль воспитателя, усмирителя, потому что я боюсь, если ей ни в чем не отказывать, то мы ее разбалуем. Я не собираюсь ограничивать их общение но, пытаюсь понять как не стать для нее плохой мамой, которая ее воспитывает, на фоне вечно хорошего отца. Как быть в такой ситуации? Александра У.
У вас, Александра, есть три варианта на выбор.
Вариант первый – проводить «разъяснительную работу» с дочерью. Где-то в игровой форме, полушутя, в духе «у папы курорт, там все можно, он волшебник, проси у него что хочешь»; но чаще всерьез – развивать у ребенка чувство ответственности, дисциплины, умение отказывать себе в чем-то. У ребенка должен быть свой круг обязанностей, требовать от нее выполнение их – ваша задача. Не забывая при этом любить ребенка и принимать его таким, какой он есть.
Второй вариант – разъяснительная работа с папой. Тот папин подход, который Вы описали, в психологии называется НЕГАРМОНИЧНЫЙ, НЕПРАВИЛЬНЫЙ, ПАТОЛОГИЗИРУЮЩИЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. Кроме того, когда папа и мама воспитывают по - разному, это еще и ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ. Так вы можете испортить характер своей дочери. Или сами договоритесь с папой о совместном, хоть и раздельном воспитании, или ведите его на прием к специалисту, пусть ему объяснят все нюансы.
Третий вариант – сочетание двух первых. Желаю удачи.
Пожилые люди нередко бывают подвержены унынию, тоске, чувству опустошенности или, точнее, депрессивному состоянию. Реальное или мнимое одиночество, отсутствие обязанности ходить на работу, ощущение ненужности с одной стороны. С другой – возрастные особенности пожилого организма - возможные болезни, утомляемость, снижение памяти, эмоциональная неустойчивость.
Пожилой человек ищет комфортное состояние, душевное спокойствие и, к сожалению, нередко находит это в алкоголе. Алкоголь, обладая антидепрессивными свойствами, дает человеку «то, чего тот ищет». А дальше формируется зависимое поведение, желание пребывать в состоянии опьянения все чаще, снижение душевных сил сопротивляться пагубному воздействию.
Вызывая временные «позитивные» для человека последствия (эйфорию, релаксацию, самозабвение), алкоголь оказывает негативные долгосрочные последствия. Снижаются и без того ограниченные физические и психические ресурсы, это способствует появлению или усугублению заболеваний, таких как церебральный атеросклероз и энцефалопатия.
Стоит отметить, что в пожилом возрасте человек вполне себе успеет стать алкоголиком, только - ввиду возраста и социального статуса – состояние психической деградации наступит быстрее и будет мало обратимо.
Поэтому пожилые люди (как и дети!) нуждаются в нашей искренней поддержке и внимании. Если вы заметили, что ваш близкий человек «налегает на рюмочку», то, возможно, он испытывает депрессию и не за горами зависимость от алкоголя. Срочно принимайте меры – выясняйте причины, не допускайте злоупотребления и ищите помощь специалиста.
Действительно, убедить человека в том, что он употребляет слишком много алкоголя – не просто. На «его стороне» умозрения и традиции пьющего общества. Именно на этих традициях и стереотипах строится «оборона» алкоголика. Он будет представлять нам такие доводы в свое оправдание как: «все пьют», «врачи рекомендуют выпивать», «я пью в меру, потому что хожу на работу… меня ценят…». «Оборона» пьющего человека очень сильная и доводов у него не меньше, чем у вас.
Поэтому доказывать ему ничего не надо, словами он очень легко манипулирует. Надо переходить от слов к делу. Например, не помогать ему морально и материально, требовать от него стопроцентного выполнения его обязанностей, как на работе, так и в семье. Не «покрывать» и «не прикрывать» его проблемы, не выполнять за него его обязательства. Пьянка, рано или поздно, делает жизнь пьяницы проблемной.
Когда проблемы будут очевидны для самого пьющего – возможно тогда ему понадобится ваша помощь. Но и в этом случае решать за него проблемы не надо – пусть решает сам. Прежде всего – отказавшись от злоупотребления алкоголем. Самостоятельно или с помощью специалиста.
В настоящее время имеются эффективные способы преодоления зависимого поведения без кодирования. Эти методики предполагают осмысленный подход со стороны пациента, и обеспечивают устойчивый и длительный отказ от употребления алкоголя.
Курение табака формирует устойчивое зависимое поведение, так называемый синдром зависимости. Существует несколько мотивационных факторов курения, такие как, желание получить тонизирующий эффект; потребность манипулирования сигаретой; желание получить расслабляющий эффект; собственно психологическая зависимость как навязчивое состояние – желание покурить; использование курения как поддержки при нервном напряжении.
Надо сказать, что возвращение к курению после периода воздержания от курения приводит к быстрому возобновлению признаков зависимого поведения – количество выкуренных в день сигарет быстро достигает такого же числа, как и до этого.
При лечении табачной зависимости учитываются преобладающие факторы мотивации и соответствующим образом строится тактика лечения. Существуют эффективные методики лечения табачной зависимости, направленные на блокирование и преодоление тяги, закрепление установки на полный отказ от курения. В этих методиках в комплексе сочетаются аппаратное воздействие, фармако- и психотерапия.
До начала активного лечения рекомендуется снизить количество выкуриваемых сигарет до 5 штук в день в течении не менее 3х дней. Если не получается это сделать самим – специалист подскажет как это сделать. Главное это принять правильное для себя решение и начать новую жизнь без сигареты!
Мой муж стал выпивать почти каждый день – то «для аппетита» за ужином, то «для сна». В будни пару бутылок пива, а на выходные и того больше, бывает даже опаздывает на работу. Кодироваться отказывается, говорит «кодирование вредит здоровью». Так ли это? Есть ли возможности без кодирования повлиять на пьянство? Светлана И.
Действительно, иногда через некоторое время после процедуры кодирования человек становится раздражительным, нервозным. Кто-то напротив, испытывает депрессивное состояние, нарушается сон, периодически болит голова. Все это потому, что длительное время - до кодирования - человек использовал алкоголь как «лекарство»: пил, чтобы расслабиться, чтобы уснуть, чтобы взбодриться, поднять тонус, снять напряжение, успокоиться… Если проанализировать ситуацию, то, возможно, и раньше человек не был психологически устойчивым. Другими словами, и раньше все не гладко было, плюс регулярные алкогольные интоксикации разбалансировали организм и психику. Вероятно, именно эти изменения самочувствия и вызывают психический и физический дискомфорт, который расценивается пациентом и его близкими как «последствия кодировки».
В настоящее время имеется немало эффективных способов преодоления зависимого поведения и без кодирования. Эти методики предполагают комплексное воздействие на проблему – аппаратные методы воздействия, фармако- и психотерапию. Причем методики преодоления без кодирования предполагают более осмысленный подход со стороны пациента, а значит и более устойчивый и длительный отказ от употребления алкоголя.
Какой метод лечения более подходит в каждом конкретном случае определяется специалистом психиатром – наркологом в ходе консультативной встречи с пациентом и его близкими. Главное - сделать первый шаг и обратиться за помощью.
Запой, то есть употребление алкоголя от двух суток и более подряд, с выраженной интоксикацией, является одним из признаков сформированной алкогольной зависимости. Развитию запоя способствует похмельный синдром – чтобы смягчить состояние похмелья люди прибегают к употреблению очередной дозы алкоголя. Само по себе похмелье довольно тягостное состояние и людям со сформированной алкогольной зависимостью трудно бывает его «перетерпеть».
Именно поэтому существует медицинская процедура помощи при похмелье («вывод из запоя»), когда похмельное состояние купируется с помощью фармакотерапии. Эта процедура особенно действенна, когда человек уже практически трезв. Действие препаратов, используемых при оказании помощи при похмелье, позволяет провести детоксикацию организма, улучшить деятельность органов и систем, снизить нервное напряжение, улучшить самочувствие и, как следствие, снизить тягу к алкоголю.
Купирование запоя – один из этапов лечения алкогольной зависимости. В связи с тем, что алкогольная зависимость (алкоголизм), это хроническое состояние, сопровождающее человека практически всю жизнь, нужно понимать, что после каждого срыва (запоя), надо «начинать все с начала». Более действенное, чем кодирование, лечение – это психотерапевтические программы, рассчитанные на длительный срок и формирующие у человека установку на трезвость.
Курительные смеси с использованием синтетических наркотических веществ по силе разрушающего воздействия на организм, пожалуй, самые опасные. Необратимые изменения личности могут наступать буквально с первого употребления. При этом опасность не только в возникающем синдроме зависимости, но и в развивающемся так называемом психоорганическом синдроме. На первый план выходят эмоциональные и поведенческие расстройства, снижение памяти, нарушение интеллекта. Человек «перестает быть собой», меняет свой образ жизни, интересы, круг общения.
Хотелось бы обратить внимание близких того человека, который стал употреблять (или употребил «один раз») наркотики. Нужно понять, что все прежние взаимоотношения с этим человеком требуют коррекции и изменения. Следует провести тщательный анализ того, что было, наметить и привести в действие план изменений. Цена недооценки «одного случая» - жизнь. Не только вашего близкого, но и ваша. Ошибок, которые допускают близкие наркомана – очень много. Ошибки и в гиперконтроле, и в попустительстве. Ошибки часто являются следствием возникающего состояния растерянности у взрослых – тревога, паника, шок. Понятно, что в таком состоянии об адекватности нет речи.
Поэтому, первое – возьмите себя в руки и, второе, срочно на прием к специалисту. Начинается «новая» жизнь.
Курю уже больше 15 лет. Сейчас пачки хватает на два дня. Несколько раз пытался бросить сам, но закуриваю снова через пару месяцев, причем неожиданно сам для себя, потому что желания курить вроде как нет, как будто подсознательно остается привычка закурить. Как все-таки бросить курить? Сергей К.
Курение табака часто формирует устойчивое зависимое поведение, так называемый синдром зависимости. В настоящее время специалисты установили шесть мотивационных факторов употребления табака. А именно: желание получить стимулирующий эффект; потребность манипулирования сигаретой (этакий фетиш – красивая упаковка, «стильная» сигарета и т.п.); желание получить расслабляющий эффект; собственно психологическая зависимость как навязчивое состояние – желание покурить; использование курения как поддержки при нервном напряжении; и, наконец, привычка.
Надо сказать, что возвращение к курению после периода воздержания от курения приводит к быстрому возобновлению признаков зависимого поведения – количество выкуренных в день сигарет быстро достигает такого же числа, как и до этого.
При лечении табачной зависимости учитываются преобладающие факторы мотивации и соответствующим образом строится тактика лечения. В наше время существуют эффективные методики лечения табачной зависимости, направленные на блокирование и преодоление тяги, закрепляющие установку на полный отказ от курения. В этих методиках в комплексе сочетаются аппаратное воздействие, фармако- и психотерапия. До начала активного лечения рекомендуется снизить количество выкуриваемых сигарет до 5 штук в день в течении не менее 3х дней.
Моему брату 34 года, уже хронический алкоголик, пьет запоями по 5 – 7 дней.Он сам себя алкоголиком не считает, лечиться отказывается. Что в этом случае лучше предпринять? Есть принудительное лечение, какие-нибудь лекарства? Подскажите, пожалуйста, что с этим делать. Татьяна К.
Действительно, одним из симптомов алкогольной зависимости является недооценка пьющим негативных последствий алкоголизации, сниженная критика своего состояния, отказ признать пьянство проблемой и, тем более, медицинской проблемой. И, как следствие, отказ обращаться за помощью в медицинское учреждение. Как и в случае с любым другим заболеванием, алкогольная зависимость подлежит и поддается лечению. Принудительное лечение показано лишь в исключительных случаях (например, алкогольный психоз). Лекарства, конечно же, есть, но - какие и в каком количестве - определяется специалистом психиатром-наркологом.
Ваша задача как близкого человека - способствовать тому, чтобы брат обратился за помощью к наркологу. У вас есть выбор: либо ждать, пока сам "созреет" и попросит о помощи, либо - принимать меры. "Работа" близких людей по формированию "желания" обратиться за помощью к специалисту зачастую действительно трудоемкая, желательно ее проводить целенаправленно, заранее посоветовавшись с врачом.
Кроме того, всем близким настоятельно рекомендую преодолеть свое со-зависимое поведение и со-зависимые мысли. Созависимость очень мешает правильно оценивать ситуацию и помогать пьющему человеку эффективно.
В настоящее время существуют методики, способствующие формированию мотивации больных к лечению. Эти методики требуют настойчивости, последовательности и грамотности со стороны близких, но достаточно действенны.
Мой брат злоупотребляет алкоголем – пьет почти каждый день, то пиво, то, что покрепче. Живет с гражданской женой, которая спокойно, как мне видится, относится к его пьянству. Она говорит, что все мужики пьют и пьют гораздо больше. Мол, работает, деньги в дом приносит и этого достаточно. Будто не хочет видеть, что рядом с ней человек спивается. Как помочь брату?
Екатерина Г.
Алкоголику свойственно отрицать злоупотребление алкоголем . Отсутствие критики к своему состоянию это один из симптомов заболевания. Если же близкий человек «не замечает» злоупотребление или даже скрывает его, это означает, что он со-зависим и имеет свои психологические проблемы. Созависимость это, как говорят психологи, устойчивая личностная дисфункция. Как правило, психологические проблемы созависимого человека связанны с неприятием своей собственной личности, своих чувств, мыслей, желаний, потребностей. Это приводит к тому, что появляется устойчивая потребность заполнить свою жизнь жизнью другого человека, с полной зависимостью своего настроения и душевного состояния от настроения и душевного состояния другого. То есть пьянство мужа воспринимается сожительницей как неизбежное, но допустимое зло.
В свете современных представлений алкоголизм рассматривается не как болезнь одного человека, а как болезнь всей семьи. А семья — это устойчивая, замкнутая система. Поведение всех взрослых членов семьи всегда обязательно взаимозависимо и взаимообусловлено. Достаточно жене изменить свое поведение и это обязательно приведет к изменению поведения мужа. Произойдет это сразу же или спустя время, но обязательно произойдет.
В вашем случае – если вы живете не вместе с братом – оказать ему помощь без участия его жены, по-видимому, нет возможности. У брата с женой «замкнутая» семейная система, в которой он пьет, а она его в этом поддерживает. Разрушать эту систему не в вашей, как я понимаю, компетенции. Вам остается ждать того случая, когда его семья разрушится или когда он сам или она придут к вам за помощью.
Мой брат практически ежедневно употребляет пиво и, по-моему, в неразумных количествах: по 5 литров каждый вечер. При этом говорит, что пьет как все и что здоровье ему позволяет. Вспоминает еще, что наш дядя шахтер пил даже больше, при этом работал и любил свою семью. Мои доводы об опасности пьянки отвергает, говорит что я придираюсь. Как человеку доказать, что он пьет слишком много? Анатолий Д.
Действительно, убедить человека в том, что он употребляет слишком много алкоголя – не просто. На «его стороне» менталитет и традиции пьющего общества. Именно на этих традициях и стереотипах жизни в первую очередь и строится «оборона» алкоголика. Ведь какой бы не был человек, он все равно будет оправдывать себя и свое поведение. И он будет представлять нам такие доводы в свое оправдание как: «все пьют», «врачи рекомендуют выпивать», «я пью в меру, потому что хожу на работу… меня ценят…» и так далее. «Оборона» пьющего человека очень сильная и доводов у него не меньше, чем у вас. Поэтому доказывать ему ничего не надо, словами он очень легко манипулирует. Надо переходить от слов к делу. Например, не помогать ему морально и материально, требовать от него стопроцентного выполнения его же собственных обязанностей, как на работе, так и в семье. Не «покрывать» и «не прикрывать» его проблемы. Пьянка, так или иначе, сделает жизнь пьяницы проблемной. Ведь очень часто близкие помогают ему решать его проблемы – а этого делать не надо. Так вот, когда проблемы будут очевидны для самого пьющего – возможно тогда ему понадобится ваша помощь. Но и в этом случае решать за него проблемы не надо – пусть решает сам. И обязательно на этом этапе он должен воспользоваться помощью нарколога!
Здравствуйте. Мой муж уже более 7 лет зависим от алкоголя, перепробовали разные методы, но надолго не помогает. Я слышала про психологическое лечение алкоголизма, но не знаю, помогает это всем или только в конкретных ситуациях и на ранних стадиях? И к кому лучше обратиться к психологу или психотерапевту, кто лучше поможет? И сколько примерно времени это занимает? Кристина Н.
Психотерапия алкогольной зависимости - один из действенных и эффективных методов. И связано это с тем, что зависимость, по сути, медико-психологическая проблема – заболевание тела и души. В настоящее время распространение получили краткосрочные методы лечения – путем кодирования. Эффективность краткосрочных и долговременных методов зависит от адекватности их применения в том или ином случае. Психотерапия зависимого поведения также подходит не всем - это зависит от личностных особенностей человека и особенностей его семьи, от уровня сформированной зависимости, от истории заболевания. Лечение алкогольной зависимости – в компетенции нарколога, имеющего психотерапевтическую подготовку. Часто в психотерапии участвуют и близкие зависимого человека - ведь зависимость одного человека часто сопровождается созависимым поведением его близких. Как правило, активная психотерапия проводится в течение от трех до шести месяцев, в последующем практикуются встречи с пациентами по необходимости. Подходит ли в вашем случае психотерапия - вы можете узнать только после консультации со специалистом.
Кодирование – это один из медов преодоления пристрастия к алкоголю. Этот метод достаточно эффективен (примерно в трех случаях из четырех), но он не решает всех проблем. Действительно, иногда через некоторое время после процедуры кодирования человек становится раздражительным, нервозным. Кто-то напротив, становится ленивым и апатичным, а еще бывает, что нарушается сон и часто болит голова. Все это потому, что длительное время - до кодирования - человек использовал алкоголь как «лекарство»: пил, чтобы расслабиться, чтобы уснуть, чтобы взбодриться, отключиться, поднять тонус, снять напряжение, успокоиться… Если проанализировать ситуацию, то, возможно, и раньше человек не был психологически устойчивым. Вероятно, что были какие-то нюансы и в жизни, и в состоянии здоровья. Может травмы головы были, может отец пьющий… Одним словом, и раньше все не гладко было, плюс регулярные алкогольные интоксикации разбалансировали организм и психику. Откуда же после кодировки взяться крепкому психическому здоровью? Безусловно, кодирование как один из методов лечения – это лишь начало - порой длительного - процесса восстановления нервной системы. Именно поэтому в некоторых случаях рекомендуется после кодирования дополнительно пройти курс поддерживающего медикаментозного или психотерапевтического лечения. Чтобы не доходило до абсурда: пить не вредно, а лечиться – вредно!
Дочери 15 лет, в последнее время сильно изменилась, уходит от общения, стала раздражительной, много времени проводит с телефоном, стала прогуливать занятия в школе, заявляет, что у нее депрессия. Какие проявления депрессии у подростков? Екатерина Р.
Классические проявления депрессии, такие как сниженное настроение, апатия или бездеятельность, заторможенность – характерны для взрослых людей. У подростков же клиническая картина депрессий проявляется по – разному даже в зависимости от возраста: депрессии в 12 лет и в 15 лет отличаются в своих проявлениях.
В клинической картине депрессии у девочек 15 лет часто на первый план выходят сомато-вегетативные нарушения (нарушения сердечного ритма, головные боли, неприятные ощущения со стороны различных органов и систем, чувство нехватки воздуха, повышение артериального давления и т.п.), поведенческие расстройства (протестное и оппозиционное поведение, агрессия и аутоагрессия, колебания активности и настроения от плаксивого до злобного, стремление уйти от интеллектуального и душевного напряжения). Кроме того отмечается общее снижение активности, состояние «утраты энергии», потеря интересов, безучастность, нарушение сна и аппетита.
В любом случае, появление эмоциональных, поведенческих и физических расстройств после благополучного или относительно благополучного периода развития ребенка, является сигналом для анализа и пересмотра взаимоотношений с ним. Подростковый период – очень «чувствительное» время для психики, и стоит быть внимательнее в это время. Жизнь ребенка – его мировосприятие и восприятие себя – кардинально меняется, происходит «второе рождение». Будьте рядом с ним, доверяйте себе и ему.
Компьютер – это реальность, с которой нужно мириться, к которой нужно адаптироваться. И еще – учиться! Нужно учить ребенка использовать компьютер для пользы дела - в конце концов, компьютер и придумывали для пользы. Как и у многих явлений, у компьютера есть своя «оборотная сторона медали» - компьютерная зависимость. Это когда вредные последствия использования компьютера перевешивают его полезные качества.
Если «вред» становится очевидным, например, отражается на физическом (ухудшение зрения) и психическом (нервозность, неуравновешенность) здоровье – надо принимать меры. Самое главное, чтобы меры эти были комплексными и последовательными. И чтобы не компьютер был главной темой воспитания – а ребенок: ведь часто компьютер занимает в душе ребенка то место, где должна быть семья. Для начала надо наладить эмоциональный контакт с ребенком, установить «партнерские» отношения, научиться договариваться с ним. Нужно помочь ребенку найти альтернативные возможности времяпровождения – полезного и приятного. Спорт, творчество, домашние дела – все это должно найти место в жизни ребенка.
И еще важно, чтобы из-за компьютера не испортились и без того сложные отношения с ребенком - это ведь наверняка любимый внук, правда!?
Для начала надо понять, отчего такая негативная реакция. Причин может быть несколько. Самая распространенная - это нейрофизиология ребенка: рассеянное внимание, плохая память, быстрая утомляемость. Кроме того, недостаточная сформированность учебных навыков, эмоциональный дискомфорт, психотравмирующая ситуация, конфликты в классе, трудности при выполнении домашнего задания. Всё это в не позволяет ребенку комфортно себя чувствовать.
Вы, как родитель, устраняя или преодолевая вместе с ребенком его трудности, способны воодушевить, увлечь ребенка и использовать это в качестве стимула. Существует несколько универсальных приемов, которые работают в руках родителей. Во-первых, это элемент игры и конкуренции. Пусть у ребенка возникнет стремление быть первым, победителем. Вовлекайте его при помощи азарта в ту деятельность, где он наиболее всего может проявить себя. Во-вторых, позитивное оценивание проделанной работы и поощрение. В-третьих, оказание помощи при столкновении с трудностями. И, наконец, вместо жесткого надзора или наоборот, бесконтрольности – доверительная атмосфера, поддержка и понимание.
Если же, помимо нежелания учиться, ходить в школу и делать уроки, вы замечаете, что ваш ребенок находится в угнетенном состоянии, столкнулся с проблемой общения, переживает какие-то внутренние страхи – есть смысл обратиться к психологу, чтобы он провел углубленную диагностику, применил психологические методы и дал эффективные рекомендации.
Сейчас, в летнее время, мой 10 летний ребенок буквально мается от безделья. Точнее, весь день проводит у компьютера, не ложится спать до 2х ночи, спит до 11 утра. Читать отказывается, ссылается на каникулы. Можно ли заставлять ребенка заниматься учебными делами во время каникул? Ольга П.
Мы должны понимать, что отдых не означает безделье. Безделье само по себе и с психологической, и с нравственной стороны разрушительно действует на личность человека. Так получается, что отдых нашего ребенка требует от нас дополнительных усилий. Усилия свои мы должны затратить на планирование времени ребенка (недели, дней), на выбор занятий, на общение с ребенком, на совместный досуг. Планировать необходимо вместе с ребенком, с учетом его пожеланий и ваших возможностей. Всегда есть школьные задания на лето, начиная от литературного чтения, заканчивая восполнением слабых мест из пройденного материала. Кроме этого у ребенка есть интересы и увлечения в других сферах – спорт, творчество. Кроме этого есть элементарные домашние обязанности. При выполнении всех этих дел необходимо ставить (вместе с ребенком) определенные цели и задачи, добиваться определенных результатов. Стремление к тому, чтобы любое занятие было понятно ребенку, чтобы занятия были продуктивными. Безделье как «ничегонеделанье» вообще нужно сводить к нулю и может быть допустимо только буквально между делом. Формула «отдых – это смена деятельности» справедлива не только для взрослых, но и для детей. Если мы научим своих детей своим примером и своим опытом распределять свое время на полезные и интересные занятия, если мы покажем, что полезное может быть интересным – то в будущем будет меньше проблем и с самоопределением ребенка, и вообще меньше проблем с его поведением.
Судебное разбирательство с вынесением решения об определении места жительства детей в наше время является волне разумной и адекватной мерой. Ведь в ходе процесса анализируются все аспекты прошлой и настоящей жизни вашей семьи, а будущее определяется исключительно в интересах ваших детей. Рассматриваются юридические, бытовые, социальные и, что очень важно, психологические стороны жизни – такие, как психологическая привязанность ребенка к каждому из родителей.
Зачастую трудно установить истинное положение во взаимоотношениях детей и родителей, проведя прямой опрос. Ведь дети склонны усваивать идеальные родительские установки и транслируют эти установки как свои. Кроме того ребенок может выдавать «желаемое за действительное», может быть запуган одним из родителей или просто побоится «испортить отношения» с ним, руководствоваться сиюминутными предпочтениями. Поэтому, в изучении психологических аспектов суду помогает психологическая экспертиза – психологическое обследование детей и «ключевых» членов семьи (папы, мамы, иногда бабушек или дедушек, совершеннолетних братьев или сестер и т.д.). В ходе обследования изучаются вопросы детско-родительских отношений, анализируются воспитательские установки родителей и их личностные особенности, исследуются личностные особенности ребенка с учетом основ возрастной психологии.
Судебную психологическую экспертизу проводят специалисты в области психологии - психиатры, психотерапевты, психологи, имеющие специальную дополнительную подготовку в сфере проведения судебной экспертизы.
Иными словами, психологическая экспертиза в вашем случае это шанс все сделать правильно для своих детей, а значит и для вас!
Даже после развода родители остаются родителями – мамой и папой. И по закону и по совести вы должны осуществлять свои родительские функции и руководствоваться при этом интересами ребенка. Если каждый из родителей в ходе развода продолжает отстаивать свои интересы и при этом выдает свои интересы за интересы ребенка, если бывшие супруги, не завершив своих отношений, продолжают и после фактического развода выяснять между собой отношения и конфликтовать – тут возникает масса возможностей для возникновения психотравмирующей ситуации для ребенка.
Поэтому единственный совет для родителей – не выностите свои межсупружеские отношения дальше себя. Не рвите ребенка на части. Разводитесь мирно и тихо для ребенка. Договаривайтесь. Не используйте ребенка в качестве аргумента, в качестве боевого орудия, в качестве щита. Разводиться бывает крайне тяжело – для кого-то это крах личной жизни. Возьмите оба себя в руки и поймите, что за этой неприятной чертой продолжится новая жизнь, и в этой новой жизни вы по прежнему останетесь мамой и папой для ребенка, а между бывшими супругами должны – в интересах ребенка! – сформироваться обычные нормальные человеческие отношения.
Чтобы не травмировать ребенка разводом, надо каждому из родителей пережить свою психотравмирующую ситуацию с минимальными повреждениями – проанализировать ситуацию, понять себя, довериться себе и своему решению, простить себя и партнера, успокоиться и со спокойной душой планировать новую жизнь в новых условиях. Иными словами психотравмирующую ситуацию ребенку создают родители, сами находящиеся в стрессе. Если каждый из супругов не в состоянии справиться со стрессом от развода – вам дорога к семейному психотерапевту.
Чрезмерное увлечение компьютером и компьютерными играми действительно отражается на психике ребенка и на его взаимоотношениях с окружающими. В долгосрочной перспективе эта тема еще не до конца изучена – поколение «гаджетоманов» растет на наших глазах и чем это обернется для человечества в будущем еще не известно. Поэтому мы исходим из того, что видим и отмечаем сейчас. А сейчас мы отмечаем у детей признаки зависимого поведения – навязчивую потребность в использовании компьютера-планшета-смартфона, выраженную негативную эмоциональную реакцию на ограничение этого занятия, безмерную и бескритичную поглощенность ребенка этим занятием с отказом от других видов деятельности.
Я бы рекомендовал вам быть ближе к своему сыну, мягко и последовательно ориентировать его на другие виды деятельности. Вместе с ним выполнять школьные домашние задания, найти ему дополнительные занятия в кружках или секциях города, помогать ему развивать его способности в любых других сферах. Определить его домашние обязанности и следить за их выполнением. Занятия с компьютером или другим устройством ограничить в будние дни до одного часа, в выходные до трех часов (желательно, с перерывом). Увлекать ребенка и поощрять за его интересы в других сферах. Своим поведением вы тоже должны демонстрировать адекватное отношение к компьютеру – не шарахаться от него и не засиживаться перед ним. Кроме того, ваша позиция должна быть согласована с другими взрослыми в семье.
Важно понять, что ограничение пользованием компьютера не должно быть наказанием или поощрением. Компьютер-интернет-игры это всего лишь один из возможных видов деятельности человека. Сам по себе он не плохой и не хороший. С ним всего лишь надо научиться жить и использовать его в своих интересах.
Аня! Описанное Вами состояние - а Вы говорите о тревоге, тревожном ожидании неприятных событий, сниженное настроение, постоянное напряжение - можно заочно и в целом оценить как тревожно-депрессивное. Истоки этого состояния, его длительность и выраженность, динамику и сопутствующие этому состоянию проявления - всё это можно проанализировать только при очной встрече, в условиях психотерапевтической консультации. Подобные состояния не редкость. Они могут возникать как реакция на сильный и кратковременный стресс, или в результате длительного негативного воздействия социальных или психологических факторов. Очень важно в таких случаях... не терпеть! Если это мучительное психологическое (душевное) состояние не проходит само по себе, если оно отражается на физическом здоровье (например, пропадает нормальный сон или аппетит), если это состояние становится очевидным для окружающих - принимайте меры! Обращайтесь за помощью к специалистам в области психического здоровья.
Депрессии бывают в любом возрасте, в том числе и подростковом. Сложности выявления депрессий у подростков заключаются в том, что они часто сопровождаются поведенческими и соматовегетативными расстройствами. В поведении прежде общительные и активные подростки становятся одинокими, замкнутыми, теряют интерес к прежним увлечениям. Возникают трудности в социальном взаимодействии (в школе, с друзьями). Развивается низкая самооценка, появляются идеи самообвинения (иногда можно услышать от них: «Я – тупой», «Ничего мне не надо»). Отмечаются жалобы на усталость, недостаток энергии, раздражительность, головную боль.
Взрослые не всегда правильно оценивают состояние подростка и нередко подобное поведение рассматривают как некое лукавство, лень, нежелание подчиняться и поэтому усиливают давление на него дисциплинарными мерами. Это только усиливает «поведенческий ответ» подростка – повышенную эмоциональность, конфликтность, грубость, протест «по любому поводу», уход в асоциальное поведение. Риск суицида в таких случаях возрастает.
В каждом случае, когда привычное поведение подростка «вдруг» меняется, успеваемость падает и вы перестаете понимать друг друга – не спешите видеть в этом «злонамеренность» ребенка. За изменением поведения может скрываться депрессивное расстройство, и ребенку нужна помощь.
Страхи в дошкольном возрасте явление обычное и нормальное. Страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности. Страхи выполняют определенную социализирующую или обучающую роль в процессе взросления. Однако, при большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, эмоционально заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешних факторов.
Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье изо дня в день спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий эмоциональную поддержку взрослых, быстро "перерастает" свои страхи.
Самое важное - не отмахиваться от детских страхов, а относиться к ним с вниманием и пониманием. Ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свои чувства. Кроме того, хорошо снимать страхи помогает игра. Если страхи не отражаются на жизнедеятельности ребенка, на его здоровье - достаточно вашей поддержки и воспитательных мер.
Если к страхам присоединяются другие проблемы – нарушается сон, аппетит, отмечаются эмоциональные и поведенческие расстройства (нервозность, плаксивость, агрессивность, конфликтность, протестное поведение) – есть смысл обратиться за помощью к психотерапевту.
С возрастом естественный запас ресурсов человека уменьшается, он начинает испытывать слабость, утомляемость, падает работоспособность. Пожилому человеку бывает трудно сдерживать свои эмоции, негативные мысли. Часто отмечаются нарушения сна – поверхностный сон, позднее засыпание, раннее пробуждение, неприятные сны. Кроме того, продуктивной деятельности у пожилого человека все меньше, а свободного времени все больше.
Все эти явления в совокупности вызывают сниженное настроение, вызывают тревогу и беспокойство практически по любому поводу. Особенно по поводу здоровья - практически все органы и системы нашего организма в уважаемом возрасте могут подавать признаки дисфункции. Не болезней, а именно дисфункций, временных и невыраженных расстройств. Серьезным испытанием для пожилого человека также являются и появляющиеся мысли о смерти – как в философском аспекте, так и во вполне реальных мыслях и ожиданиях.
Другими словами, пожилой возраст – это особое и интересное время жизни как для самого пожилого человека, так и для его близких. Если совокупность соматических (физиологических) и психологических проблем начинает выходить за рамки вашего понимания нормы – не стесняйтесь посоветовать пожилому человеку проконсультироваться у психотерапевта. Специалист поможет пожилому человеку разобраться со своими негативными мыслями и эмоциями, и поможет устранить или уменьшить те невротические расстройства, которые часто отмечаются у людей пожилого возраста.
Сам термин – «травма» - был взят из области хирургической медицины. Травма в переводе с греческого означает «повреждение». Психическая травма – буквально – повреждение души.
Ситуации и обстоятельства, которые могут вызвать выраженные и долгосрочные психические последствия («повреждения» и, затем, «разрушения») совершенно различны, и по-разному оцениваются конкретным человеком. Угроза для жизни и здоровья, тяжкое телесное повреждение, насилие или угроза быть повергнутым причинению вреда и повреждению; насильственная или внезапная потеря любимого человека – вот примеры травматических ситуаций. Их воздействие объединяется глубоким (часто неосознанным) переживанием неизбежности и неотвратимости ситуации с чувством беспомощности и незащищенности. Сама травматическая ситуация вызывает длительное потрясение в понимании себя и мира.
Считается, что психическая травма (не травматическая ситуация!) как процесс может длиться до шести месяцев. Именно в течение этого времени, как правило, рекомендуют проводить терапию. Что касается последствий – то они безграничны. Многие из нас, взрослых, несут в себе последствия психических травм, причиненных нам в детстве, таких как авторитарное поведение родителей, потеря матери либо её частое отсутствие в раннем детстве, физическое или сексуальное насилие, алкоголизм родителей. Иногда это сильно влияет на восприятие мира, на наши убеждения, точнее, формирует предубеждения, привычки и стереотипы поведения.